Пути Ингушского театра
История театрального искусства Ингушетии ведет отсчет с 20-х годов прошлого столетия. Время было смутное, в России только что закончилась гражданская война.
И вот 1 марта 1924 года участники самодеятельного театрального кружка Владикавказской партшколы играют свой первый спектакль «Похищение». Исполнительницей одной из главных ролей была Тамара Мальсагова, дочь царского генерала Тонта Укурова. Много лет спустя она стала одним из лучших преподавателей Чечено-Ингушского государственного университета.
С этим же театром судьба свела тогда еще молодого МБулгакова. Вынужденный хоть как-то зарабатывать на жизнь, вдохновленный энтузиазмом и темпераментом горцев, он пишет для них пьесу «Сыновья муллы». Сам Булгаков не любил вспоминать об этой пьесе, но с каким вдохновением играли актеры!.. А в 1931 году на Первой Северо-Кавказской олимпиаде искусств горских народов в Ростове-на-Дону ингушская театральная студия заняла первое место с постановкой Орцхо и Дошлуко Мальсаговых «Перелом».
Сталинская депортация заставила ингушей забыть не только о театре: долгие годы им пришлось не жить, а бороться за выживание. Но как только смогли вернуться на родину, они тотчас осознали, как важно сохранить свою культуру.
Воспитанники молодежной студии учатся у лучших театральных мастеров столичных городов. Первые ингушские кинорежиссеры С.Дакиев и С.Мамилов, великолепные актеры М.Цицкиев и М.Г.Хадзиев заявили о себе как незаурядные творческие личности, эти имена уже вписаны золотом в историю ингушской культуры.
Талант Цинкиева и Хадзиева был настолько ярок, что одно их появление на сцене заставляло зал затаить дыхание. Памятны московские гастроли Чечено-Ингушского драматического театра им. X. Нурадилова, состоявшиеся летом 1984-го. Залы ломились от искушенных столичных зрителей. Критиков поразил феномен горского темперамента наряду с виртуозностью игры ингушских мастеров сцены. Журнал «Театральная жизнь» напишет впоследствии: «Даже те, кто хорошо знают театр и знакомы с творчеством его ведущих актеров, только во время московского показа смогли по-настоящему оценить масштаб дарования главного актера ингушской труппы Магомета Цинкиева»...
В 1973 году при Ленинградском торой стали народный артист СССР В.В.Меркурьев и И.В.Мейерхольд -дочь знаменитого режиссера Вс. Мейерхольда. В 1978-м труппа вливается в Чечено-Ингушский драматический, один из лучших театров Северного Кавказа. Примечателен своей особой взыскательностью и выбор его тогдашнего репертуара: «Когда гибнут сыновья» С.Чахкиева, «Пока арба не перевернулась» Иоселиани, «Коварство и любовь» Шиллера, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Слуга двух господ» Гольдони...
Руководили театром в эти годы Р.Хакишев и М.Дицкиев. Блистательные актрисы З.Албогачиева, Т.Яндиева, Л.Эсмурзиева, К.Экаже-ва, А.Кодзоева буквально завораживали зал своей красотой, грацией и талантом. Те, кому довелось видеть М.Тхостова в роли Хлестакова, по праву сравнивали его со столичными знаменитостями. Играл на ингушской сцене тех лет и молодой Руслан Наурби-ев, любимец театральных педагогов, один из самых ярких ак-теров-меркурьевцев. Он слыл признанным лидером и в пору студенчества, и в актерской среде. Это был многогранный талант: кроме работы в театре, снимался в игровом кино, создал вокальную группу «Лоам». Всем сердцем преданный актерскому ремеслу, Руслан обладал способностью влюблять в себя всех, кто с ним общался. Жизнь его оборвалась так до нелепости рано...
В 90-е в театр приходит выпускник режиссерского факультета ЛГИТМиКа Мустафа Беков. С его именем связано создание Ингушского драматического театра. Этот руководитель сумел увлечь труппу размахом своих творческих идей. Одновременно в работе было восемь постановок. Но революционным переменам в театре не суждено было сбыться. Республику уже охватила смута, началась борьба за власть... Театр переезжает в Назрань, а М.Беков, оказавшись невостребованным в Ингушетии, обучает профессии далеко за пределами родины, и нам остается только сожалеть о такой потере.
В 1993-м согласно решению республиканских властей создаются Ингушский государственный драматический театр (ИГДТ) им. И.Базоркина, театр кукол, ансамбль народного танца «Ингушетия», государственная филармония. И это все на голом месте, с нуля!
В труппу драмтеатра вливаются выпускники театрального факультета Чечено-Ингушского госуниверситета. Одна из первых премьер -спектакль по пьесе В.Хамхоева «Народ бессмертен», заставляющий оглянуться назад, на годы геноцида, что само по себе было очень символично для театра. Живущие в тяжелейших условиях, лишенные самых элементарных благ, бывшие грозненцы приезжали на репетиции за 40 км в Назрановский Дворец культуры. Театр должен был не только выжить, но еще и творить.
С середины 90-х на театральных буклетах появились новые имена -М.Озиев, А.Евлоев, З.Дошхоклоева, М.Сакалова... Но безусловную любовь зрителя по-прежнему вызывают такие актеры, как С.Гайсанов, Р.Зангиев, А.Кодзоева. Последняя на фестивале национальных театров «Сцена без границ»-2000 во Владикавказе стала лауреатом фестиваля, выиграв номинацию «Лучшая женская роль» - Мать в спектакле «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки. А режиссер спектакля Р. Мальсагова была удостоена диплома за постановку. Замечательные спектакли «Трактирщица» Гольдони и «Ханума» Цагарели (режиссер М. Галаев) долгие годы не сходили со сцены.
Пожалуй, особого упоминания заслуживает еще один спектакль в репертуаре театра, это «Сыновья Беки» А.Бокова. Народная драма, действие которой разворачивается в 20-е годы прошлого столетия, стала «метафорой сегодняшней жизни» (из критической рецензии). Первая постановка романа была осуществлена еще в Грозном режиссером МБековым. Состоялся единственный премьерный спектакль, за которым сразу же последовал запрет на показ из Обкома КПСС ЧИ-АССР. Режиссер не выдержал идеологических партийных установок. Второго спектакля грозненский зритель так и не дождался. А жаль, это была одна лучших работ театра. В октябре 2005-го зал ИГДТ был заполнен до отказа. Почти через 15 лет труппа возвратилась к роману А. Бокова. Постановка режиссера Р. Мальсаговой дала театру новый отсчет времени. Он обрел второе дыхание, роман - вторую жизнь.
А впереди новые спектакли, новые имена!..
Наряду с национальным театром в Ингушетии действуют Русский музыкально-драматический театр, имеющий прекрасные традиции Театр Юного Зрителя и творческое объединение «Зокх».
И какое счастье слышать за кулисами «Браво» и выходить на поклон к своему зрителю...
Руслан Мальсагов.
|
|