Посеявший ветер пожнет бурю
Светлана Алиева
|
«...первое и самое главное — это обеспечить право на беспрепятственное возвращение народов,
восстановление тех государственных форм, которые были у этих народов.
Этот тот факт, где мы не можем думать ни о чем, кроме восстановления справедливости.
Никакие прагматические соображения нас тут не могут остановить...
не выполнить этого долга справедливости мы не имеем права..»
А.Д. Сахаров.
Из выступления на сессии ВС СССР 14 ноября 1989 г.
|
28 октября — 2 ноября 1992 года.
Пригородный район Северной Осетии.
Запомни, уважаемый читатель,
этот отрезок времени в ХХ столетии и место происшествия.
Меня — современницу-россиянку — тогда, именно в те дни происходящее потрясло. Было воспринято как оглушительный, недопустимый позор России, как допущенное верховной властью страны насилие одного российского народа над другим, разрешившей одному из братьев не просто безнаказанное, но еще и вознагражденное убийство другого. Ингуши и осетины издревле жили на одной земле по выработанным их предками этическим традициям. Веками они мирно, подлинно по-братски делили одну землю и патриотическую привязанность к Владикавказу, были взаимосвязаны семейным родством и едиными клановыми фамилиями. Откуда же вдруг и на каком основании в конце ХХ века возникла этническая чистка, учиненная осетинами над ингушами, точнее говоря фашистский, казалось, немыслимый в нашем полиэтническом Отечестве геноцид?
Нет, не могло это начаться вдруг, сообразила я позднее, когда «победа» осетин стала обрастать и подкрепляться демагогией, перенасыщенной «юридической» и «гуманистической» фразеологией, изощренными фантазиями о природном злодействе ингушей, с высоких трибун объявленных ими «недочеловеками».
Заглянула в историю. Недавнюю, послереволюционного, советского времени. До 1934 года осетины и ингуши согласно делили одну столицу своих национальных автономий. Затем по распоряжению Сталина Владикавказ объявили столицей Северной Осетии. Ингушскую автономию объединили с Чеченской в общую республику со столицей в г. Грозном, сохранив за ингушами их коренную этническую территорию, узаконенную при образовании Ингушской государственности. Ингуши продолжали жить в родном для них Владикавказе, как и во всех других городах большой страны Советов.
А в феврале 1944 года опять-таки по распоряжению Сталина весь ингушский и с ним чеченский народы подвергли насильственной тотальной депортации на Восток страны, отягощенной системой репрессивных запретов. «Освобожденные» при изгнании народов территории распределили между оставшимися на месте соседями. Северная Осетия расширила свои границы за счет ингушских земель. Через 14 лет, в 1957 году репрессированные Сталиным народы были возвращены домой, им восстановили государственность и право на родную землю. Все соседи без возражений вернули имущество «наказанным» народам. Все, кроме Северной Осетии. Независимо от Указов, Законов, распоряжений верховной власти СССР, Северная Осетия не желала потерять ни метра из присвоенной ими чужой территории.
26 апреля 1991 года в нашей стране, избравшей иной исторический путь развития, издается Закон «О реабилитации репрессированных народов», в котором отдельным пунктом стоит требование о реабилитации территориальной. Конечно, это никак не могло понравиться Северной Осетии, вынужденной уже по новому Закону вернуть ингушам их родную, кровную территорию. И чтобы не допустить этого, мастера демагогии начали маскировать свою заурядную территориальную заинтересованность, переведенной ими в кровавый конфликт, раздуванием пожара осетино-ингушских якобы межнациональных противоречий. Преуспели. Сделали все, чтобы Закон «О реабилитации...» сдали «за ненадобностью» (?) в архив.
И что мы в результате имеем? Это только кажется, что вопрос замыкается на двух народах — осетинах и ингушах, что он частный, незначительный и неважный для всех россиян разных национальностей — от русских до чукчей. Этническая чистка ингушей в Северной Осетии фактически сорвала общенародный курс на обновление всей России, на укрепление законности и прав ее граждан, повернула историю вспять, к восстановлению авторитаризма, насилия, межнациональных конфликтов, коррупции, в конечном счете к государственной безнравственности и сопутствующих ей культурных, социальных и экономических бед.
Следствием этого «частного» дела, раскрученного в Северной Осетии в конце октября — начале ноября 1992 года, явились и 12-летняя война в Чечне, и разогнанные по всему миру лишившиеся крова чеченцы, ингуши, русские, представители других национальностей страны, тысячи погибших и изуродованных физически и морально невольных участников организованных конфликтов, а вместе с ними мирных обывателей — женщин,
стариков, детей, и беспримерная трагедия Беслана, и сегодняшние убийства
инородцев и иностранцев в Российских городах, теперь вот и Кондопога...
Мы забываем древнюю истину — посеявший ветер пожнет бурю.
|